ТОП 10 лучших статей российской прессы за Июль 15, 2016
Нонна Гришаева: «Как горько я ошиблась!
Автор: Татьяна Зайцева. Теленеделя. Журнал о знаменитостях с телепрограммой
С Нонной Гришаевой наши корреспонденты общались в преддверии выхода в прокат фильма «Танцуй со мной». Застали актрису на ее родине — в Одессе. Причем жарким летом Нонна Валентиновна вовсе не отдыхает, как можно было предположить, а совсем наоборот — вкалывает на полную катушку: убегает на съемки поутру, домой возвращается ближе к полуночи. Хотя для нее это вполне нормальный график.
Нонна Гришаева
Родилась: 21 июля 1971 года в Одессе
Семья: муж — Александр Нестеров, актер театра и кино, режиссер; дочь — Анастасия Гришаева (20 лет); сын — Илья Нестеров (9 лет)
Образование: окончила актерский факультет Высшего театрального училища им. Щукина
Карьера: актриса театра и кино (среди фильмов и сериалов с ее участием — «День радио», «День выборов», «Холостяки», «Папины дочки»), телеведущая («Нонна, давай!», «Две звезды»), участница программ «Большая разница», «Повтори», певица, художественный руководитель Московского областного ТЮЗа
— Нонна, по каким критериям вы отбираете фильмы, в которых снимаетесь? Например, 14 июля на экраны выходит очередная картина с вашим участием — «Танцуй со мной». Чем вас привлек этот проект?
 — Просто сценарий очень понравился: вечная история любви молодых людей, против которых ополчились все. В том числе и мой персонаж — мама главной героини, которая всеми способами хочет организовать счастье своей дочери-актрисы. По ее мнению, Катерина должна сняться в главной роли в фильме известного и богатого режиссера и выйти за него замуж. И она находит успешного итальянского продюсера и режиссера, потомка русских иммигрантов, снимающего в России фильм о своей первой любви. Моя героиня — особа весьма эксцентричная: неудавшаяся артистка, постоянно играющая в жизни. Поэтому у меня был гигантский простор для полета актерской фантазии. Придумывая детали ее образа, я получала большое удовольствие. А у дочки моей экранной, как нетрудно догадаться, свой взгляд на собственное счастье, отличный от материнского: она полюбила танцора. К сожалению, в жизни такое происходит часто: взгляды мам и детей не совпадают.
А еще меня к этому проекту привлекло то, что все сюжетные перипетии фильма перемежаются замечательными танцевальными номерами. Это так здорово! Мне кажется, должно было получиться классное молодежное кино. Да и немолодым зрителям, думаю, тоже понравится.
— Вы сами, будучи одновременно и дочкой, и матерью дочки, соприкасались с подобными ситуациями?
— Слава Богу, в моей жизни такого опыта не было. Я всегда сама делала выбор, и мама ни на чем не настаивала, не препятствовала моему решению — напротив, поддерживала во всем. Но на самом деле это очень сложная проблема. У меня есть дочь и сын, и, значит, рано или поздно я стану одновременно и свекровью, и тещей. Не представляю, с какой из этих ролей я справлюсь лучше. Но точно знаю: работать над собой буду изо всех сил. Я понимаю, насколько сложно полюбить человека, которого ребенок выберет себе второй половинкой. В подавляющем большинстве случаев у родителей отсутствуют те розовые очки, которые носит их чадо, они видят избранника со всеми его минусами и сразу относятся предвзято. Надеюсь, я сумею этого избежать.
— Однажды вы рассказали о том, что в первом браке у вас категорически не складывались отношения со свекровью, а во втором, наоборот, вы с мамой супруга стали очень близки. От чего или от кого это зависит, как считаете?
— Не знаю. Совершенно непонятная для меня жизненная субстанция. Возможно, зависит от характера человека. Или от того, как у него самого складываются отношения с собственной мамой. Допустим, мой первый супруг (актер и музыкант Антон Деров. — Прим. «ТН») не мог наладить контакт со своей мамой — соответственно, и у меня с ней общение не сложилось.
Наши отношения с Антоном продлились семь лет, после чего мы расстались. Не разругивались и по сей день при случае нормально общаемся. Но совместная жизнь не сложилась, даже рождение Насти ничего не изменило. 1990-е годы — сложные: тотальный дефицит и абсолютное отсутствие денег, порой даже на проезд не было. Спасибо, помогала моя мама. Она, кстати, никогда не вмешивалась в наши с мужем дела. Не делает этого и мама моего нынешнего супруга, с которым мы вместе уже почти 11 лет. У Саши с мамой просто идеальные отношения, они друг друга обожают, всегда жили в любви и согласии, и любовь эта распространилась на меня. Разумеется, и я отвечаю тем же. Может, все дело в этом?
— Какой же случай свел вас с Александром Нестеровым?
— Наше с дочкой посещение детского спектакля театра «Квартет И». В этой новогодней сказке мой будущий муж играл роль Медвежонка. Помнится, я подумала: «Какой симпатичный паренек». В тот день мы и познакомились — за кулисами. Потом стали общаться. Ни о каком романе и мысли не было. Просто искренний человек, без капли фальши, добрый, отзывчивый, с прекрасным чувством юмора, он стал моим другом, своим в доску, точнее даже сказать, «подружкой». У нас сложились абсолютно доверительные, товарищеские отношения. Часто созванивались, болтали, Саша приходил в гости к нам с Настей. Но я не воспринимала это всерьез… И все же мы поженились. Свадьба по желанию Саши прошла в Праге, в старинной ратуше на центральной, Староместской, площади. Он подарил мне изумительное кольцо с гравировкой: «От Нестерова с любовью!»
— Зачастую прекрасные добрачные отношения радикально меняются под грузом домашних проблем. Тем более у людей творческих…
— Это точно не про нас. Саша во всем мне поддержка и опора, несмотря на то что сам работает на износ. Помимо актерско-режиссерско-музыкальных дел, он взвалил на себя и обязанности моего директора, да еще занимается ювелирным бизнесом. Благодаря чему балует меня — то и дело получаю от него подарки-сюрпризы в виде чудесных оригинальных украшений. И никогда муж мой не ноет, не жалуется. И, в отличие от многих отцов, ему не в тягость заниматься с детьми. Мы существуем с ним на одной волне, в обстановке полного взаимопонимания и бесконфликтности, а при вынужденном расставании жутко скучаем друг по другу.
— У ваших родителей тоже счастливый брак?
— Был. Увы, папы нет в живых: от рака сгорел в 57 лет. Я тогда была беременна Настей, на пятом месяце. Причем позвонили мне из Одессы с этим ужасным известием вскоре после похорон моей свекрови — на девятый день, прямо во время поминок. Не представляю, как пережила тогда весь этот кошмар. Наверное, спасением в тех обстоятельствах стала Настя: ради ее зародившейся во мне жизни я просто обязана была преодолеть свое горе. Хотя оно было безмерным… Папа меня обожал, боготворил, нахваливал постоянно и за все, не ругал ни разу. Любовался мною, прямо надышаться не мог, говорил часто: «Доча, ты моя жизнь». Он ходил на сухогрузе в зарубежные страны, привозил мне оттуда всякие сувениры. Особенно меня восхищали экзотические подарки — например, настоящий кокос. В то время для нас все было экзотикой. Разноцветные шарики жвачки поднимали мой авторитет в глазах сверстников на небывалую высоту. Короче говоря, для меня папа тоже был всем — вселенной. Когда он находился дома, мы не разлучались ни на минуту.
— Мама построже?
— Ну да, поругивала меня и за плохие оценки, и за дурное поведение. Бывало, наказывала. Твердо ограждала от любых вольностей — запрещала гулять с подружками вечерами, не пускала на дискотеку. С этой целью прибегала к всевозможным хитростям, ссылалась на слабое здоровье обожаемой мною бабули. «Нонночка, — взывала она к моей совести, — у бабушки больное сердце, ей нельзя волноваться. А если ты уйдешь, это непременно произойдет. Ты должна ее поберечь». И я со вздохом оставалась дома, хотя на маму очень сердилась. В итоге впервые я сходила на танцы только в 17 лет! На всю жизнь запомнила обиду, горькие рыдания, вызванные собственным бессилием и невозможностью что-либо изменить. Поэтому, когда моя дочка в 14 лет попросила разрешения отпустить ее с подружкой на дискотеку, отказать ей не смогла. Хотя сердце сжалось от ужаса. Но я переступила через свой страх, через дикий порыв удержать, потому что понимала, насколько велико желание девочки, и не посмела ему препятствовать. Моя мама так не умела.
И все же именно благодаря ей я стала тем, кем стала. Мама работала сначала инженером, потом учительницей, но в юношеских мечтах она грезила об артистической карьере. Увы, не сложилось. Зато меня в этом направлении развивала максимально. Водила в балетную школу, в музыкальную, в театрально-хоровую студию. Полноценно мною занималась.
Жила наша семья в большой пятикомнатной квартире: я с родителями, мамина сестра с сыном, бабушка и прабабушка.
— Значит, про старших своих прародителей что-то знаете…
— Мои прапрадед и прапрабабушка по маминой линии были оперными певцами, выступали с гастролями на сцене «Ла Скала». Прадедушка, Петр Евгеньевич Казанский, из дворян. Профессор, специалист по международному праву, был ректором Новороссийского университета. Переписывался с Владимиром Немировичем-Данченко. А его родной брат, живший в Казани, был первым переводчиком Корана на русский язык. При этом он оставался православным, преподавал в духовной семинарии.
А из впечатлений моего детства — православные традиции. В нашей семье их всегда соблюдали. Дети все были крещеные; религиозные праздники — Рождество, Пасху — отмечали непременно. В доме стояли иконы, которые перед приходом посторонних людей убирали. Парадоксы жизни: бабушка моя, работавшая завучем в школе, всю жизнь была глубоко верующим человеком. На фоне нашей советской жизни это было необычно, но мне не казалось чем-то загадочным. Я с ранних лет понимала, что такое духовность. Всегда носила крестик — прятала под пионерским галстуком. Библию читала, знала наизусть несколько молитв, понимала, что за нарушение заповедей следует наказание. Я и сейчас глубоко убеждена в том, что на все воля Божья и все, что с нами происходит, имеет высший смысл: испытания, переживания, проблемы посланы неспроста. Главное — не сетовать, не вопрошать: «Господи, за что?!», а задуматься и задаться вопросом: «Для чего мне это послано?»
— Вопросом «Для чего нужно ходить в школу?» не задавались? Или учились с радостью?
— Школа — это мой кошмар. Ненавидела ее всем своим существом. Слова «физика», «математика» вызывали крайнее отвращение: когда шла на эти уроки, меня практически колотило. Вздохнула с облегчением лишь после того, как перешла в другую школу, где стала учиться в театральном классе.
— То есть склонность к лицедейству у вас с детства?
— С пеленок, по-моему. Отлично помню, как в возрасте четырех лет устраивала дома концерты — пародировала известных артистов эстрады. И так продолжалось много лет, только с каждым годом репертуар расширялся, а продолжительность выступлений увеличивалась. В десять лет я уже сыграла профессионально — главную роль, девочку Венди, в спектакле Одесского театра оперетты «Остров детства» по книге «Питер Пэн». В общем, метаний по поводу выбора дела, которому я буду служить, у меня не было.
Учиться на артистку я решила в Москве. Родители поддержали, и я отправилась поступать в Щукинское театральное училище — в сопровождении мамы. Благополучно прошла три тура, но, когда мама заглянула в общежитие, в котором в случае поступления мне предстояло жить, ее охватил ужас. Выглядело оно удручающе: тюремного вида, мрачное, с тараканами, мышами и крысами… Мама сказала: «Нет, я своего ребенка здесь не оставлю!» — и отвезла меня обратно в Одессу.
Там я сразу поступила в музыкальное училище на вокальное отделение. И уже на зимние каникулы отправилась на гастроли в Москву: мы с одесскими артистами поставили антрепризный новогодний спектакль «Принцесса на горошине», в котором мне досталась главная роль. Играли на сцене Дома культуры, который впоследствии стал Театром Романа Виктюка. Сыграли 53 спектакля, по три в день. А перед началом я еще наряжалась Снегурочкой — мы с Дедом Морозом выходили в фойе, где встречали и развлекали детишек. Устали безумно, но и денежки неплохие заработали: почти 300 рублей! Тогда это была гигантская сумма.
И вроде бы все у меня шло хорошо, но внутри свербело: не то, не то, не своим делом занимаюсь. Весь свой внутренний раздрай выплескивала на маму, без конца попрекала ее тем, что она не дала мне учиться в «Щуке». И вдруг меня поддержали мои педагоги по актерскому мастерству. После того как на экзамене я довела их до слез своим прочтением монолога из повести Бориса Васильева «Вам привет от бабы Леры», директор сказал маме: «Вашей дочке нечего делать в нашем училище, ей надо учиться в Москве». Мама сдалась. В следующем году я стала студенткой вуза своей мечты — Театрального училища имени Бориса Щукина.
И вот тут без поддержки родителей я никак не обошлась бы. Лишь благодаря им смогла учиться. Начало 1990-х, повторюсь, — время дефицитное, голодное, все по талонам. А у нас, студентов-провинциалов, они откуда? Я жила в одной комнате с Машей Ароновой, рядышком — Паша Сафонов. Мы недоедали, порой буквально животы от голода сводило. Основная еда — каши, хлеб и макароны. Да и то счастье, если она появлялась. Я радовалась каждой хлебной корочке. Родительские посылки с колбасой, консервами, салом да денежные переводы спасали. Хотя откуда мама с папой доставали продукты, я не представляла. К сожалению, съедали мы их моментально. (С улыбкой.) А бывало, что и не мы. Поскольку холодильника у нас не было, в нежаркие сезоны мы вывешивали сетки с едой за окно. Однажды присланное мамой сало склевали птицы. Достав вместо своей заначки растерзанный пустой пакет, я плакала и смеялась одновременно, а Машка чуть не лопнула от хохота, глядя на мою растерянную физиономию.
Но, несмотря на все проблемы, в студенческие годы я чувствовала себя абсолютно счастливой. Это была свободная, самостоятельная жизнь, причем наполненная творчеством. На втором курсе я узнала, что у меня удобное для артистки лицо — без ярко выраженных особенностей и, значит, податливое для грима, на нем можно «рисовать» все что угодно. Пользовалась я этим на всю катушку: на каждом занятии по теме «Наблюдения» изображала сразу несколько типажей, подсмотренных на улицах, в магазинах, в транспорте, — цыган, бомжей, соседку одесскую, животных, известных артистов. Да что там, штукатурку изображала! Педагоги даже удерживали: «Хватит уже, Гришаева!» Никогда я не боялась быть смешной и некрасивой. Подрабатывала где могла. На елках, например: во Дворце пионеров на Воробьевых горах выходила Бабой-ягой. А на третьем курсе попала в популярную тогда юмористическую программу Игоря Угольникова «Оба-На». Там за мной окончательно закрепилось амплуа комедийной актрисы.
— А постстуденческая жизнь как у вас складывалась?
— Увы, творческая свобода закончилась после того, как я переступила порог института. Начались пробы, кастинги, приходилось играть исключительно то, что предлагали, а не то, к чему рвалась душа. Была уверена, что спасение — в театре. Но не тут-то было. Хотя дефицита в предложениях работы не было — я выбирала из трех московских театров. Разумеется, отдала предпочтение Театру имени Вахтангова. Была уверена в том, что мне, выпускнице дочернего вуза с красным дипломом, в театре, где многие артисты и режиссеры — мои бывшие педагоги, прекрасно знающие мой потенциал, не придется страдать от отсутствия ролей. Горькая ошибка. Суровая реальность развеяла иллюзии. Мне давали крошечные ролюшки: мол, молодая еще, подождешь. А выпрашивать что-то для себя я не считала возможным. Хорошо, конечно, что в это время у меня были другие проекты — телепрограммы, кино, мюзиклы. Но это меня не утешало. Главное, что в театре я получила сокрушительный удар. Крах всех надежд, полное отчаяние. И дикую обиду.
И тут неожиданную, но очень значимую поддержку мне оказала легендарная Юлия Константиновна Борисова. Однажды эта без преувеличения великая артистка подошла ко мне, взяла за руку и сказала крайне важные для меня, вдохновляющие слова, касающиеся моей работы и перспектив. Она говорила это со слезами на глазах. Я в ответ разрыдалась. Но это были слезы катарсиса. Именно благодаря ей я осталась в театре.
Не год, не два, а десять лет я ждала главную роль в театре. И все-таки дождалась — Дениза в музыкальном спектакле «Мадемуазель Нитуш», 18-летняя героиня, а ведь мне уже было за 30. Но это было мое счастье, мой прорыв, я наслаждалась этой работой, купалась в ней. И ничто не могло меня от этого отвлечь. А ведь меня тогда звали в «Мою прекрасную няню» — на ту роль, которую сыграла Настя Заворотнюк. Но я свою театральную работу не променяла бы ни на что.
— И актерская удача вас настигла. Не много сейчас таких актрис нарасхват, как вы…
— К счастью, все пришло ко мне вовремя, это я потом поняла. Получи я такую известность в юности, могла бы и не справиться со звездной болезнью. А теперь никакого головокружения от успехов у меня нет: я прекрасно знаю цену всему этому. К тому же у популярности есть обратная, для меня совсем малопривлекательная сторона: фактическое лишение свободы, невозможность спокойно находиться в общественных местах, необходимость постоянно контролировать каждое свое слово, внешний вид. Это сильно напрягает.
— У меня и с дочкой, и с сыном очень тесная связь, искренние и доверительные отношения. Мы откровенно разговариваем на любые темы. Но я никогда не навязывала им свое представление о жизни, свои предпочтения. Ни в коем случае! По-моему, родители должны всячески помогать детям в осуществлении их желаний, в развитии их собственных талантов — и только. Удивительно, но у обоих наших детей открылись способности к рисованию. Илюша увлечен живописью и игрой на саксофоне. А Настя, окончив с отличием художественную школу, отучилась в колледже в Кембридже, сейчас оканчивает университет — учится на факультете иллюстрации и графики. Ей предстоит сделать выбор, где впоследствии реализовывать свой талант: стать дизайнером, театральным художником или работать в анимационном кино.
— Очевидно, в детской психологии вы неплохо разбираетесь, иначе вряд ли в свое время написали бы книгу «Советы дочкам. Папиным и маминым», а два года назад согласились занять пост художественного руководителя Московского областного ТЮЗа в Царицыно — это при вашей-то занятости! Зачем взвалили на себя такой груз? Или в ТЮЗе вы являетесь, что называется, свадебным генералом?
— Книжку я написала специально для Насти, когда дочка вошла в пору переходного возраста. Зная о том, как часто мамы избегают в разговорах с детьми «опасных» тем, таких как любовь, секс, вредные привычки, страхи и так далее, я попыталась донести мысль о том, что не нужно бояться откровенных разговоров. Наоборот, общаться на эти темы необходимо, тут не должно быть запретов. Чтобы обезопасить своего ребенка, подготовить его к взрослой жизни, к серьезным отношениям между мужчиной и женщиной. Чтобы упредить, оградить от горьких, а порой и роковых ошибок.
А что до театра, так я горю этим делом и от этого совершенно счастлива. У нас сейчас подряд прошли три премьеры: в апреле мы выпустили спектакль «Первая любовь» по Тургеневу, который поставил Николай Дручек, ученик Петра Наумовича Фоменко; в мае, к Году российского кино, — музыкальный спектакль «Почему бы нет?!» с песнями из детских кинофильмов, в постановке моего супруга Александра Нестерова; а в начале июля — «Солдатик», очень интересный спектакль Юлианы Лайковой для малышей.
И никакой я не «свадебный генерал», по природе своей так не умею. Я человек гиперответственный, абсолютный трудоголик, сверхтребовательная и к себе, и к другим, поэтому делу своему отдаюсь целиком и полностью. В первый год руководства театром вообще отказалась от другой работы, от всех съемок. Вот только последние полгода начала сниматься — в сериале, который будет называться «Метод Поляковой», 32 серии. Следователя играю, и сил моих уже нет…
А в ТЮЗе своем я за это время выпустила два спектакля, где сама исполняю главные роли, — «Леди Совершенство» на музыку Максима Дунаевского в постановке Михаила Борисовича Борисова (моего педагога, профессора Щукинского училища) и совершенно бесподобный «Про мою маму и про меня» (по пьесе Елены Исаевой в постановке Андрея Горбатова). Мы с этим спектаклем побывали уже на многих фестивалях, получили множество разных премий, меня даже номинировали на «Звезду театрала» за лучшую женскую роль. А в сентябре приступим к постановке «Пяти вечеров», тоже со мной в главной роли. Ставить спектакль будет мой однокурсник и сосед по общаге, прекрасный театральный режиссер Паша Сафонов. В общем, со всех сторон привлекаю интересных людей.
Я по-другому не умею, я перфекционист, и уж если берусь что-то делать, делаю хорошо. К тому же я очень сильно, бесконечно люблю театр. И обожаю детей. Что может быть прекраснее, чем совмещать это? Тем более что для меня это совершенно логичное продолжение истории, которая началась четыре года назад в Одессе. Все это время я помогаю одесскому ТЮЗу — раз в месяц прилетаю туда и бесплатно играю в спектакле «Варшавская мелодия». Хочу, чтобы они хоть какие-то деньги зарабатывали на свое существование. Знаете, я обожаю Одессу. В Москве мне как воздуха не хватает одесской атмосферы, юмора. Лишь здесь, в своем родном городе, я могу полноценно отдохнуть, зарядиться энергией. Говорят, что на земле есть места силы. Одесса — мое личное место силы. Я одесситка до мозга костей.
— Не боитесь, что через некоторое время вам наскучит театральное руководство с характерными проблемами — финансовыми, хозяйственными, психологическими, творческими?
— Не боюсь. Дело в том, что я внимательно прислушиваюсь к своей интуиции, верю ей, и она никогда меня не подводила. (С улыбкой.) Очень сильная и надежная эта дама. Благодаря ее подсказкам я всегда принимаю решения — как в профессии, так и в личной жизни. А поэтому живу и работаю с удовольствием и в полном соответствии со своими желаниями.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
 
    
     
                 
                 
                    25.00 
25.00 
     
    
     
                 
                 
                    25.00 
25.00 
     
    
     
                 
                 
                    25.00 
25.00 
     
    
     
                 
                 
                    Бесплатно
 Бесплатно
     
    
     
                 
                 
                    Бесплатно
 Бесплатно
     
    
     
                 
                 
                    Бесплатно
 Бесплатно
     
    
     
                 
                 
                    Бесплатно
 Бесплатно
     
    
     
                 
                 
                    Бесплатно
 Бесплатно
     
    
     
                 
                 
                    Бесплатно
 Бесплатно
     
    
     
                 
                 
                    Бесплатно
 Бесплатно
     
    
     
                 
                 
                    Бесплатно
 Бесплатно
     
    
     
                 
                 
                    Бесплатно
 Бесплатно
     
    
     
                 
                 
                    Бесплатно
 Бесплатно
     
    
     
                 
                 
                    Бесплатно
 Бесплатно
     
    
     
                 
                 
                    Бесплатно
 Бесплатно
     
    
     
                 
                 
                    Бесплатно
 Бесплатно
     
    
     
                 
                 
                    Бесплатно
 Бесплатно
     
    
     
                 
                 
                    Бесплатно
 Бесплатно
     
    
     
                 
                 
                    Бесплатно
 Бесплатно
     
    
     
                 
                 
                    Бесплатно
 Бесплатно
    
