Новогодние корпоративы с шиком и размахом давно не в моде. В этом году  компании ужались еще сильнее: они отказываются от звезд, заменяя их  «поющими менеджерами», и совмещают праздник с тимбилдингом.
 	«Корпоративы — это прямое отражение ситуации в бизнесе, — считает  гендиректор рекламной группы «Сектор» (занимается организацией  корпоративных мероприятий) Дмитрий Калантаров. — Достаточно посмотреть  на показатели разных отраслей, чтобы понять, кто сейчас отказывается от  праздника». РБК опросил 25 компаний из различных секторов,  включая банковский, энергетический, девелоперский, табачный, розничный и  IT: 11 из них признались, что в этом году проведут праздничные  мероприятия в офисе.
             
             	По словам Калантарова, серьезно снизили «новогоднюю» активность финансово-промышленные группы и строительные компании.
 	«Сейчас плохо продаются автомобили и квартиры, соответственно, многие  компании с автомобильного рынка и из сферы недвижимости решают не  проводить корпоративы вовсе», — делится своими наблюдениями гендиректор  ивент-агентства Communication Creative Events Егор Доброгорский.
 	«Строительная отрасль переживает не лучшие времена, и мы ведем политику  разумной оптимизации расходов, — говорит представитель девелоперской  компании Capital Group Динара Лизунова. — Завершение этого сложного для  всех игроков года шумной вечеринкой не вписывается в такую стратегию».  «В этом году из-за кризиса мы не будем проводить корпоратив, — сказал  представитель «Очаково». — Даже небольшая вечеринка сейчас обойдется в  копеечку».
 	Некоторые компании не решились отказаться от праздника, но до сих пор  не назначили его. «Обычно все дни в декабре у нас распродаются еще  летом, — рассказывает заместитель гендиректора московского банкетного  зала «Ролл Холл» Елена Ветрова. — В прошлом году бронь продлилась до  октября, а в этом году люди заказывают мероприятия на декабрь даже  сейчас. Все больше ощущается неуверенность компаний в завтрашнем дне». В  Московской пивоваренной компании рассказали, что решение о месте  проведения корпоратива все еще находится в процессе согласования.
 	В конце 2014 года московские рестораны жаловались, что количество  заказов на новогодние корпоративы сократилось на треть. В этом году  представители двух ивент-агентств и двух московских ресторанов  рассказали, что уже относительно 2014-го произошло снижение числа  заказов еще на 10–30%.
 	Экономят на всем
 	Часть компаний, которые все-таки решили проводить «сложный год»,  сократили бюджеты на праздник — часто вдвое. «Все подорожало, людям  приходится гулять за меньшие деньги, — поясняет Доброгорский из  Communication Creative Events. — Раньше крупные компании, где работают  300–500 человек, тратили на корпоративы до 10 млн руб., а в этом году  потратят только 5–7 млн руб.». Клиенты стали заметно экономить на еде,  согласен генеральный продюсер агентства праздников «КнязевЪ» Сергей  Князев: «Небольшие компании в этом году тратят на банкет 2–5 тыс. руб.  на человека, среднего масштаба — от 3 тыс. до 6 тыс. руб., крупные  игроки — от 7 тыс. до 15 тыс. руб., в прошлом году расходы были в два  раза выше».
 	В этом сезоне компании еще больше, чем в прошлые годы, торгуются за  скидки и прочие бонусы, отмечают собеседники РБК. «Торг идет не на  жизнь, а на смерть, причем сэкономить стараются на всем, — рассказывает  Князев. — В этом году агентства готовы давать скидку 5–15%, банкетные  площадки — около 10%. Наша прибыль уменьшается, и многие ивент-агентства  сейчас просто на грани выживания». «В этом году мы не берем  фиксированную аренду, а сразу спрашиваем, какой бюджет у клиента, и уже  от этого отталкиваемся», — говорит Ветрова из «Ролл Холла».
 	В этом году уже практически все банкетные залы разрешают приносить  «горячительное» с собой, говорит Калантаров из «Сектора». Те площадки,  которые предлагают свой алкоголь, переходят на напитки подешевле,  добавляет Доброгорский: «Вина с прошлого года подорожали, поэтому вместо  импортного алкоголя на стол ставят в первую очередь российский, который  дешевле». «Вина Краснодарского края в этом году в тренде», — утверждает  Князев.
 	Гонорары в рублях
 	На чем экономят еще фирмы, проводящие корпоративы? В первую очередь  отказываются от дорогих артистов в пользу кавер-групп и  джаз-коллективов, рассказывает Доброгорский: «Звезды уходят в прошлое.  Компании предпочитают заказывать талантливых нераскрученных артистов,  ценники на которых на порядок ниже». «Популярные звезды так называемого  первого эшелона — Елка, Валерий Меладзе, Григорий Лепс, Стас Михайлов,  Валерия — берут за свои выступления от €50 тыс., думаю, заказов у них  будет меньше, чем в прошлом году, — рассуждает Князев. — Звезды второго  эшелона, такие как «Несчастный случай», «Дискотека Авария» в новом  составе, готовы давать концерты по цене от €25 тыс. до €50 тыс., это уже  более приемлемо. Но самыми востребованными в этом году являются звезды  третьего эшелона — ребята из «Голоса» (ТВ-шоу «Первого канала». — РБК),  артисты, которые уже «отзвездили» — их выступление стоит от €3 тыс. до  €20 тыс.». «В прошлом году выступления звезд на нашей площадке были  единичными, в этом году их нет совсем», — признает Ветрова из «Ролл  Холла».
 	Продюсер Иосиф Пригожин говорит, что в этом году многие звезды готовы  снижать расценки на свои концерты в связи с уменьшением спроса, но в  целом, по его мнению, ситуация «далека от драматичной»: «Нам грех  жаловаться, могло быть и хуже».
 	«Лет десять назад корпорации ставили сверхзадачу впихнуть в программу  мероприятия как можно больше артистов, — вспоминает Калантаров из группы  «Сектор». — Тогда на одном корпоративе могли выступать 20–30 звезд,  каждая с одним-двумя номерами. Сейчас, как правило, заказывают только  одного артиста, и он «работает» 40–45 минут».
 	Наиболее востребованы в этому году те звезды, которые стали брать  гонорары в рублях, поделилась представитель ресторанов «Чайка» и  «Ласточка» Мария Шикарева: «В прошлом году многие клиенты сделали  предоплату артистам в валюте, а в декабре произошел резкий скачок курса.  В этом году все бояться повторения прошлогодней истории».
 	«Минута славы» для бухгалтера
 	Отсутствие звезд в этом году многие компании будут возмещать  самодеятельностью. «Тренд этого года — этакая «Минута славы», когда  бухгалтеры поют, а менеджеры пляшут», — говорит Князев.
 	Исполнительный директор по маркетингу и продажам компании Rehau  (разрабатывает энергоэффективные системы для строительства) Андрей  Белоедов рассказал, что в этом году на их новогоднем корпоративе каждый  отдел выступит с собственным номером. «В этом году мы нашли креативное  решение — у нас будет костюмированный квест, который позволит всей  команде интересно провести время вместе, отдохнуть, получить новые  впечатления и весело отметить праздник», — сообщила представитель  «Абрау-Дюрсо» Мария Богданкевич.
 	«Клиенты все внимательнее подходят к выбору концепции и наполнению  мероприятия, — поясняет Калантаров из группы «Сектор». — Компании,  которым приходится потратиться на корпоратив, стараются на мероприятии  решить какие-то бизнес-задачи, сплотить коллектив, отметить ценных  сотрудников, то есть замотивировать работников».